Семейное воспитание и неврозы у детей

Доказано, что возникновению неврозов у детей с раннего возраста способствуют следующие группы факторов: отношения родителей к ребенку; неправильное воспитание и психические состояния родителей.

Поговорим о неправильном воспитании, основными параметрами неправильного воспитания являются непонимание, непринятие, несоответствие требований и ожиданий, негибкость, неравномерность, непоследовательность и несогласованность.

НЕПОНИМАНИЕ - родители не знают особенностей развития ребенка на каждой возрастной стадии. В силу этого, при отстаивании ребенком своего "Я" в кризисном периоде, родители воспринимают малыша как упрямого. Путаются понятия "не может" выполнить с "не хочет". Например, ребенок еще не умеет выполнять орудийные действия (не сформированы некоторые психические процессы), а родители требуют выполнения (убрать за собой игрушки 3-х летний ребенок самостоятельно НЕ МОЖЕТ).

НЕПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ - психологическая не готовность быть родителем. Ребенка "не ждали". Проявляется в недостатке грудного вскармливания; уходе за ребенком; раннем поступлением в дошкольные учреждения; передача на воспитание родственникам и няням; постоянном чувстве внутренней неудовлетворенности; недовольстве и раздражительности к детям; в авторитарном и попустительском стиле отношения к ребенку.

НЕСООТВЕТСТВИЕ требований и ожиданий родителей возможностям ребенка. Данный параметр тесно связан с непониманием ребенка. Ребенку предъявляются требования, которые не соответствуют его возможностям.

НЕГИБКОСТЬ родителей выражается в недостаточном умении родителей учитывать ситуацию; несвоевременной оценкой происходящего; запрограммированности требований; отсутствием альтернатив в разрешениях сложившейся ситуации; предвзятостью суждений; навязчивости мнений. Причины негибкости связаны с характерологическими особенностями и невротическим состоянием родителей.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ - разные возрастные периоды родители проявляют то избыток заботы и любви, то "отталкивают" и "забывают" ребенка. Часто это происходит с рождением второго ребенка.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ- бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, несоответствие между требованиями и контролем, в одних ситуациях это можно - в других нельзя.

НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ отношений между родителями, лицами принимающими участие в воспитании ребенка. Такие условия воспитания дают возможность малышу вырабатывать разные формы поведение, но не специфики от ситуации, а от реакции взрослого на поведение ребенка. Начинает формироваться "флюгерный" ребенок.

Самым влиятельным параметром детского невроза является НЕПРИНЯТИЕ и НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.