Диагностика произвольного поведения

Психодиагностика индивидуальных особенностей ребенка требует соблюдения ряда условий: подбор надежных и валидных методов исследования, четкого соблюдения инструкций, создание адекватных условий проведения. Более серьезное отношение, а главное определенную базу знаний, требует интерпретация полученных результатов. При проведении диагностики своих детей выбирайте апробированные методики.

Методика «ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ» для детей 5-7 лет.

Проводится 2 серии:

1 серия. «Не подглядывай!». Принесите интересную игру и положите на стол. Предупредите ребенка, что нужно подождать, пока вы приготовите все необходимое. Главное – не подглядывать, что вы делаете, «а то будет неинтересно играть». Предложите ребенку посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а сами создаете видимость активной подготовки к игре: перекладываете детали, роняете их, стучите и т.п. Через 3 мин ребенок получает обещанную игру. «Не замечаете» если малыш открывает глаза раньше. Для детей, не нарушивших правило, время увеличивают до 4 мин.

2 серия. «Дождись своей очереди». Обязательно должно быть не менее 2-х играющих детей. Одному ребенку даете новую игру, а другой должен сидеть с закрытыми глазами 3 мин, не подглядывая, ожидая своей очереди.

Обработка результатов: фиксируете время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами; количество подглядываний; поведение ребенка в процессе диагностики. О развитии волевого поведения свидетельствуют такие действия ребенка, как запрещающие и замещающие. Запрещающие – для выполнения инструкции взрослого ребенок создает себе внешние запреты: закрывает лицо руками или платком, отворачивается от игры и т.д.

Замещающие – ребенок переключается на другое занятие и выполняет внешние (завязывает шнурки, рисует пальцем, стучит ногой и т.д.) и внутренние (шевелит губами, тихонько напевает, улыбается и т.д.) действия.

Вместо игры используйте подарки, покупки и т.п. Таким образом, вы те только диагностируете, но и развиваете произвольное поведение ребенка.