Одной из проблем межличностных отношений в дошкольном возрасте является обида детей на других. Это неадекватная реакция ребенка на требования окружающих, которая им очень тяжело переживается.
Одной из проблем межличностных отношений в дошкольном возрасте является обида детей на других. Это неадекватная реакция ребенка на требования окружающих, которая им очень тяжело переживается. Формами проявления обиды детей до 3-4 лет являются требования внимания к себе, жалобы на сверстников. Такое поведение носит ситуативный характер, дети быстро забывают обиды и эмоционально спокойно их переносят. Феномен обиды ярко начинает проявляться после 5 лет, так как появляются потребности в признании и уважении, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстника. Нужно помнить, что главным обидчиком является сверстник. Обида на него проявляется при ущемлении своего Я. Оно возможно в следующих ситуациях:
- ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли;
- отказывают ему в чем-то нужном и желанном (не дают игрушку, не угощают и т.п.);
- неуважительно относятся к ребенку (дразнятся, обзываются);
- отсутствие похвалы ребенка, особенно его действий.
Дети в состоянии обиды могут вести себя по-разному. Иногда поведение демонстративно и направлено на привлечение к себе внимания. Часто поведение принимает другую форму - дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону и т.п.
Личностными особенностями обидчивых детей являются:
1. Характер восприятия сверстников. Дети не замечают окружающих реальных сверстников. Их рассказы часто носят фантастический характер: выдумываются несуществующие друзья, истории. Сам автор рассказывает о своей необычайной силе, красоте, храбрости. Окружающие реальные дети рассматриваются как источник отрицательного отношения к ребенку.
2.Самооценка. Выявлено существенное расхождение между самооценкой обидчивого ребенка и его оценкой сверстниками. У обидчивых детей чаще самооценка завышена. Это способствует появлению ощущения своей недооцененности, непризнанности.
3.Поведение в конфликтных ситуациях. Обидчивый ребенок ограничивается осуждением, обвинением обидчика и не пытается найти выход из проблемной ситуации. Обидчивые дети осуждают других и оправдывают себя, что приносит им удовлетворение.