Несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (яслей, детских садов, школ, развивающих центров), которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье.
Несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (яслей, детских садов, школ, развивающих центров), которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. Ведь именно родители являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения и т.д.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему, то и ребенок будет усваивать такие нормы поведения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему, то и ребенок будет усваивать такие нормы поведения.
Микроклимат в семье также играет большую роль в становлении личности ребенка. Атмосфера дружбы, доверия, взаимных симпатий не только благоприятствует гармоничному психическому развитию, но и делает малыша более податливым воспитательному воздействию. Такой малыш будет более послушно и адекватно реагировать на сделанные ему замечания.
Поэтому, уважаемые родители, выражая недовольство поведением своего ребенка, особенно его реакцией на замечания, прежде всего, проведите анализ взаимоотношений между всеми взрослыми членами семьи. Обратите внимание на следующее:
- есть ли в семье единые принципы и методы воспитания (их отсутствие позволяет ребенку манипулировать взрослыми и проявлять непослушание);
- последовательны ли вы в принятии решений, выборе методов поощрения и наказания (иначе малыш не будет знать, что можно, а что нельзя делать, говорить);- сдерживаете ли вы свои обещания. Например, если вы, запрещая в словесной форме: «не будешь смотреть, не будем играть, не пойдем гулять…», не закрепляете сказанное в реальных действиях, - это прямой и верный путь к игнорированию ребенком ваших замечаний.
- являетесь ли вы авторитетом для малыша. К сожалению чаще всегда снижается авторитет мамы. На этом моменте я бы хотела особо заострить ваше внимание: часто мамы не пресекают негативные действия малыша на ранних этапах развития, считая, что ребенок слишком мал, чтобы оценивать свои действия, в итоге малыш начинает воспринимать маму как большую, теплую ИГРУШКУ. Её можно кусать, хлопать ладошками, дергать за волосы, не слушаться во всем.…Первое время мамам нравятся такие «безобидные» действия, но впоследствии мамы просят помощи. А как быть малышу? Несколько месяцев они усваивали данное поведение, а теперь им не разрешают!? УЖАС! СРОЧНО И ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО! Примерно так «мыслит» ребенок. Самосознания, самооценки, речи пока нет, но сформировался УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС! Поэтому важно мягко, но настойчиво пресекать нежелательное (как-то битье, хлопанье, дерганье за волосы) поведение ребенка с самого раннего возраста.
- учитываете ли вы индивидуальные особенности малыша, и как часто сравниваете его развитие с другим ребенком.
Всегда помните, что поведение родителей ребенок бессознательно копирует и уже к пяти годам формируется определенная базовая модель поведения, изменить которую очень и очень трудно.